Веер. часть перваяРодиной веера принято считать Китай.
Если верить древнекитайским стихам, первые веера восходят к эпохе основателя династии Чжоу императора У-Вана (он умер в 1025 до н.э.). Другие источники говорят, что древнейшие опахала породила эпоха Восточного Чжоу (770–256 гг. до н.э) и период Чжаньго. Изображения вееров с длинной ручкой были найдены на бронзовых сосудах, а при исследовании княжеской могилы в Цзянлине обнаружили даже остатки перьев на деревянной ручке. Позднее веера стали делать
читать дальшеиз бамбуковых пластинок и тончайшей шерстяной ткани.
Китайский веер был предметом утилитарным и оттого демократичным: императоров обмахивали слуги, крестьянам грубый веер помогал раздувать огонь для приготовления пищи или отгонять мух. К периоду 960–1368 гг. вид китайского веера утвердился – полотно из тонкой бумаги было натянуто на рамку с рукояткой. Кроме бамбука использовали еще тростник и лотос. Форма могла быть круглой и овальной, отчасти напоминая ракетку для пинг-понга.
Отдельные варианты копировали лист дерева гингко или резной лист софоры. Ремесленники, поставлявшие веера к императорскому двору, украшали их картинками и шелковыми вышивками.
В VI веке для веера настал судьбоносный час. Корейская принцесса преподнесла китайскую диковинку японскому императору. Придворная знать заинтересовалась дивной вещицей, и с VI–VII вв. бумажные и шелковые веера стали мастерить на островах. Японские мастера проявляли чудеса инженерной мысли. Ствол бамбука расщепляли на узкие ребрышки числом 45, 64 или 80 штук, затем держали под грузом, чтобы они расположились в одной плоскости.
Каркас оклеивали с двух сторон японской бумагой, ободок – сложенной вдвое матерчатой или бумажной лентой.
Веера назывались утива - 団扇 - и были популярны в эпоху Хэйан.
Утива были и овальные, и квадратные, особенно ценилась священная форма «полной луны». С обеих сторон наносили рисунок: по нему легко было определить, из какой провинции веер. Придворная дама Сэй Сёнагон, написавшая «Записки у изголовья», называла веер предметом, который «пленяет своей утонченной прелестью».
На основе утива создали грозное оружие японских военачальников – гунбай.
(дословно: "веер полководца"; 'н' в подобных сочетаниях читается, как 'м', поэтому термин произносится и зачастую записывается в иностранных языках, как гумбай)
Его мастерили из железных пластин с изображением родовых гербов, а бумажное полотно для прочности покрывали лаком, различными водоотталкивающими составами, а иногда гунбай изготавливался целиком из дерева или металла.
В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало примеров его применения в бою.
С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.
Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер - тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство - тэссен-дзюцу. Тэссэн (Дансэн утива) -веер со стальными спицами. Препочитали использовать тессен, у которго, как у складного веера было 8 - 10 металлических прутьев и которы йможно было носить с повседневной одеждой.
Цельный тессен, выглядевший как сложенный веер, был более долговечным и пользовался у самураев большей популярностью.Самураи часто бывали безоружны, например, когда выполняли работу по дому, отдыхали, или встречались со старшими по рангу. Так, когда самурай приходил в чей-либо дом, он обычно должен был оставить один или оба меча слуге хозяина. Тем не менее, вооруженный тессеном, висящим на поясе, воин не был полностью безоружен. В случае необходимости он мог с легкостью защититься таким, казалось бы, безобидным предметом. Использовался он также как небольшой щит. Иногда спицы затачивались, и тогда такой веер можно было применять как боевой топор.
Сайт где можно узнать про тессен больше: hellknights.narod.ru/tessen.html
Позднее более часто используемым предметом оружия буси (воинов) стал гунсен, использовавшийся как для нападения, так и для защиты.
Гунсен в этом смысле заменил собой гунбай. Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как для атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц.
В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.
www.ng.ru/accent/2006-12-27/9_veter.html
hellknights.narod.ru/tessen.html